Бесплатный шиномонтаж

Тестирование пяти летних шин на сезон 2023 года от журнала «За рулём»

Эксперты журнала «За рулём» протестировали шесть летних шин производства России и Китая. В тесте не только оценивали характеристики каждой шины, но и рассматривали справедливость её цены: оправдывает ли качество заявленную производителем стоимость.

Источник изображения

Когда задумывали этот тест, рынок шин был нестабилен и совершенно не было понятно, какие производители всё же останутся на российских прилавках и что будет с оставшимися на территории страны заводами. Потому при выборе конкурсантов отобрали бренды, которые точно продолжат свои продажи в РФ.

В качестве нулевой точки вне зачёта использовали победителя прошлого года — Nokian Hakka Blue 3. Пока неизвестно, вернутся ли они на наш рынок и под каким названием, но шину ещё можно найти в продаже, хотя и не по бюджетной цене. Остальные участники:

Что касается полигона, то и он в этом сезоне отвечает принципу импортозамещения. Если ранее испытания проводили на зарубежных полигонах, то теперь эксперты вернулись на автополигон — в подмосковный посёлок, где располагается центр испытаний «НАМИ». Шины испытывали в сентябре при температуре от +8 до +13°С.

Испытуемых устанавливали на отечественную Lada Vesta. Размерность шин — 195/65 R15 для неё не является стандартной, но технически подходит.

Почему выбрали именно этот автомобиль? У Vesta отлично настроено шасси, не мешает распознавать детально поведение шины. ABS и ESP на автомобиле не отключали.

Для фиксации результатов использовали профессиональный измерительный комплекс Racelogic VBOX, работающий через ГЛОНАСС и GPS.

Эффективность торможения

Одно из самых важных требований к любой шине — способность эффективно и быстро тормозить, особенно в экстренной ситуации. Самый короткий тормозной путь на сухой дороге при торможении от 80 до 5 км/ч и на влажной при торможении от 100 до 5 км/ч показала тестируемая вне зачёта Hakka Blue 3. В остальной пятёрке на сухом покрытии лидер — Viatti, а на мокром — Sailun. На последних местах — Nordman и Formula, но внутри зачётной группы разрыв небольшой, гораздо меньше, чем разрыв с Nokian.

Тормозной путь измеряется не до полной остановки, а до скорости 5 км/ч, чтобы исключить влияние ABS, именно на малых скоростях она допускает частичную блокировку колёс.

Поведение при экстремальных манёврах

Безопасность определяется не только торможением, но и поведением при экстремальных манёврах. Не все водители резко тормозят при возникновении экстренной ситуации, некоторые пытаются заложить манёвр и увернуться. В таком манёвре за безопасность отвечает поперечный зацеп шины и её уводные характеристики. В тесте эти показатели определяются выполнением переставки — перестроение без возврата в свой ряд движения.

При выполнении манёвра эксперты журнала используют самую жёсткую конфигурацию, между коридорами остаётся расстояние всего 12 метров. Это означает, что когда водитель начинает уводить автомобиль, до воображаемого препятствия остаётся только 12 метров. Скорость берётся предельная для городского скоростного потока, так как именно на городских просторах максимально высока вероятность появления препятствия.

Самый успешный и самый быстрый манёвр на влажной дороге и на сухой показали тестируемые вне зачёта Nokian. На лужах показали успешную переставку при 62,6 км/ч, на сухой дороге на скорости 69 км/ч.

Из тестируемых в основном составе на лужах лучшими оказались Nordman (60,9 км/ч), на сухом покрытии — Cordiant (68,5 км/ч), но при этом они же показали худший результат на лужах — 58,2 км/ч. Худший результат на сухой дороге у Formula — 66,4 км/ч.

И в этом испытании разрыв между лидером и отстающим тоже небольшой, на уровне 3%. Упражнение довольно специфическое, а потому такой разрыв можно отнести к погрешности измерений. Кстати, манёвр на мокрой дороге выполнялся с поддержанием толщины воды около 2 мм, такое значение хорошо смачивает протектор, но без аквапланирования.

Поведение при обычной езде

При тестировании шин в условиях простого вождения по прямой и с плавными манёврами больше всех экспертам понравилась шина Formula. Хуже всех по курсовой устойчивости оказались шины Viatti, с этой резиной Веста реагирует на руль несколько заторможено, приходится прокручивать руль на повышенные углы, мало информативности от шин.

Экстренные объезды препятствий на стандартной городской скорости лучше всего удавались Vesta с шинами Hakka Blue 3 — самые предсказуемые и безопасные в этом испытании.

Что касается испытуемых по зачёту, то на лужах и на сухой дороге в лидерах Nordman SX3. Но и здесь не обошлось без недостатков, информативности в руле немного не хватает, особенно на сухом дорожном покрытии.

Хуже всего маневрирует машина на шинах Viatti — здесь и информативности мало, и само поведение нестабильное. На мокрой дороге на пределе манёвра машина довольно ощутимо уходила в занос. Плавное подруливание помогает поймать грань безопасного зацепа за дорогу передними колёсами, а вот зад в этот момент начинает немного сносить. На сухой дороге передние колёса цепляются гораздо лучше и становится более заметным снос зада, ощущается как избыток проворачиваемости.

Самые комфортные

Уровень шума оценивается на дорогах с недостатками и разным по шероховатости асфальтом. Самыми комфортными оказались шины Nokian и Sailun. Для этих двух моделей претензии только к плавности, при небольших недостатках дороги они передают вибрации в салон чуть сильнее, чем ожидаешь это от шин с относительно высоким профилем. Немного дотягивается до них Cordiant, но только в плавности хода.

Самые жёсткие и шумные — Viatti. Передают в салон все неровности дороги громким шумом, особенно сильно слышны с этими шинами швы на асфальте. Ещё более дискомфортной поездку делает потряхивание на каждом недостатке дороги. Ощущение, что у шин большой вес или в них избыток давления.

Потребление топлива

Этот показатель оценивали в двух режимах: трасса — 90 км/ч, городской — 60 км/ч. Оценивают расход топлива с разными шинами по «выбегу» автомобиля — прецизионно замеряют расстояние, которое может пройти автомобиль, съезжающий на нейтральной по горизонтальной плоскости со скорости 100 км/ч до 80 км/ч, и с 70 км/ч до 50 км/ч. После пересчитывают полученные значения в «приведённый» расход топлива.

Больше всех топливо сэкономят Formula и Sailun, но по показаниям при 90 км/ч их догоняет по экономичности Hakka Blue 3 и Nordman SX3. Самый большой расход у Viatti, в сравнении с лидерами она потребляет больше на 0,2 л/100 км при расчёте замеров на трассе, и на 0,3 л/100 км при расчёте на городскую скорость движения.

Езда по грунту

Не всегда автомобиль двигается по ровному городскому асфальту, периодически приходится выезжать и на грунтовую дорогу. А потому эксперты журнала оценили и способность шин трогаться на грунтовый подъём с уклоном 12%. В зачёт эти данные не учитывали, так как шины не маркированы как M+S и относятся к асфальтовым. Результаты приводят просто для ознакомления. Во время тестирования система контроля тяги отключена, а трогаться эксперты пробовали по-разному — в натяг и с пробуксовками.

Самый уверенный старт на грунтовке у Nordman. В натяг стартует очень уверенно, с пробуксовками только немного задумывается, прежде чем толкнуть машину вперёд. А самой слабой моделью в этом зачёте оказались Viatti, даже если стартовать плавно, они пытаются пробуксовывать, и сам этот момент срыва плохо отслеживается, шина требует особого внимания от водителя. И это даже не на мокром грунте, а на сухом.

Как распределились места

Все участники по сумме баллов оказались в диапазоне 850–899 баллов, то есть каждая модель может называться хорошей, если сравнивать с количеством баллов у шин в испытаниях прошлых лет. Также эксперты сравнили среднюю цену каждой шины с её качеством и установили справедливость установленной цены по своей методике. Ну а в целом места распределились так.

5 место — Viatti Strada 2

Шина получила 851 балл. Неплохо показала себя в торможении на сухом асфальте, лучше её только тестируемая вне зачёта Nokian. На мокрой дороге показатель уже чуть хуже. По остальным характеристикам шина довольно скромная, а уж если говорить о курсовой устойчивости, то здесь она даже проблемная. Экстремальные манёвры лучше не закладывать, ведёт себя нестабильно. По уровню комфорта и экономии тоже не блещет. Что касается соотношения качества и цены, то, по расчётам экспертов журнала, она всего на 2% выше справедливой. По итогу можно сказать, что это шина для неторопливой езды по хорошему асфальту.

4 место — Formula Energy

Набрала 863 балла. Это лидер по экономии, чёткая курсовая устойчивость, в комфорте показатель средний. Тормозит чуть хуже остальных, особенно на мокрой дороге. Для езды на дальние расстояния шина подходит — экономная и не утомит водителя подруливаниями за счёт чёткого следования курсу. А вот что касается цены, то эта шина самая переоценённая в тесте — 4% переплаты.

3 и 2 место — Nordman SX3 и Cordiant Comfort 2

Набрали одинаковое количество баллов — 875. Эти шины даже выгодно покупать — цена могла бы быть выше на 3–4%. По уровню комфорта похожи друг на друга, по экономии топлива тоже близки, но разные по характеру.

Шина Comfort 2 показала лучший продольный зацеп, но вот по скорости выполнения переставки на мокрой дороге показатель хуже. Модель лучше сбалансирована, а потому более универсальная.

SX3 интереснее по поведению во время резких манёвров, экономит немного больше топлива, а вот по торможению слабовата. Подходит для частой езды по грунту и аккуратного движения по городскому асфальту.

1 место — Sailun Atrezzo Elite

И единственный «китаец» в зачёте вышел на первое место, набрав 880 баллов. Самая безопасная в тесте шина, но в управляемости при экстремальных манёврах немного сложновата. Очень комфортная, порадует по расходу топлива. И продаётся по справедливой цене.

Ну и вне зачёта Nokian Hakka Blue 3 набрала 941 балл и подняла планку. Такое количество баллов относит шину к отличным. Модель — лидер в безопасности, поведении, комфорте, а по экономии результат средний. Универсальная шина, подойдёт для всех без ограничений.

Купите лучшие шины на летний сезон в магазине «Колёса Даром», ссылки на модели в тексте. У нас вы найдёте широкий ассортимент, акции и доставку во все регионы РФ.